Невский Фарватер
Всё о празднике Алые паруса 2023 в Санкт-Петербурге

Всё о празднике Алые паруса 2023 в Санкт-Петербурге

Праздник «Алые паруса» из сугубо городского мероприятия выпускников Ленинградских школ, за многие годы проведения обрёл международную популярность и последние года на это Шоу в Санкт-Петербург прибывает большое количество туристов, в том числе и с дальнего зарубежья.

История Шоу «Алые паруса»

Алые паруса 2023 в Санкт-Петербурге

Единственный в Советском Союзе праздник для выпускников школ «Алые паруса» появился в Ленинграде в 1968 году. Местом его рождения считается Городской дворец пионеров имени Жданова на Невском проспекте, ныне известный как Дворец творчества юных. Именно там, по распоряжению городского отдела народного образования Ленинграда было положено начало масштабному и яркому мероприятию.

Праздник Алые паруса открылся в пятницу, 28 июня 1968 года, в одиннадцать часов вечера, когда стемнело. Его вступительная театрализованная часть проходила на воде. Сценой стала акватория Невы между Кировским и Дворцовыми мостами — широкий участок реки против Петропавловской крепости. Места для зрителей — вся Дворцовая набережная, оба громадных моста и стрелка Васильевского острова — своеобразный амфитеатр протяжённостью в три километра.

Так как Петербург – город рек и каналов, то перенести действие праздника для выпускников на воду было логичным решением, ведь не нужно было оборудовать специальную площадку. Да и, учитывая количество зрителей и участников, невозможно это было бы сделать в историческом центре – пришлось бы переезжать на окраину.

За основу контекстной части праздника «Алые паруса» была взята повесть Александра Грина про юную Ассоль, находящаяся в то время на пике популярности из-за вышедшего в 1961 году одноимённого фильма с Анастасией Вертинской в главной роли.

В 2023 году Алым парусам исполняется 55 лет

Прошедший ровно 54 года назад фестиваль выпускников «Алые паруса» стал настоящим событием. Прожекторы, громкоговорители, парад катеров с музыкантами и факелами. Ярко горящие огни на Ростральных колоннах, огни на стенах Петропавловской крепости. Сама постановка на белом корабле с алыми парусами, в конце которой Ассоль всходит на борт к молодому капитану Артуру Грею, влюбленному в нее.

27 июня 1968 года первый раз под алыми парусами в роли гриновского галиота «Секрет» прошла советская шхуна «Ленинград», корабль с богатой историей, о которой мы расскажем чуть ниже. Финалом праздника стал проход трех «кораблей мечты», идущих в светлое завтра – с молотом, серпом и символом мирного атома. Ну а дальше – праздник до утра, ощущение счастья и перехода во взрослую жизнь, к новым возможностям и свершениям.

По сути, все элементы первого представления, сохраняя традиции, кроме финального прохода кораблей, олицетворяющих социалистическую промышленность, сельское хозяйство и науку, нашли свое продолжение в современном шоу «Алые паруса».

Новейшая история Шоу «Алые паруса»

Новейшая история Шоу «Алые паруса»

Под Алыми парусами в Ленинграде корабли проходили каждый год, с 1968 по 1979 год (12 лет), после великолепная традиция прервалась.

Распоряжением первого секретаря Ленинградского Областного комитета КПСС Георгия Васильевича Романова, в 1979 году праздник был отменен. По слухам, праздник был закрыт из-за того, что милиция перестала справляться с подвыпившими выпускниками, которые регулярно устраивали стычки друг с другом, а также хулиганили, пытаясь перепрыгнуть разводящиеся пролёты мостов. Фиксировались смертельные случаи.

Георгий Романов, сделавший много хорошего для города, был сторонником «жесткой линии» и высказался против столь опасного одномоментного скопления большого количества молодёжи.

Так или иначе, в 1979 году «Алые паруса» прекратили свое существование. После, Ленинградские выпускники также продолжали отмечать день и ночь прощания со школой и с детством на той же Неве, но уже неофициально. Нанимали кораблики, гуляли по набережным, пили шампанское на Марсовом поле и пели песни на ночном Невском проспекте.

Продолжение праздника 26 лет спустя, в 2005 году

Продолжение праздника 26 лет спустя, в 2005 году

История Алых парусов продолжилась в 2005 году, и это стало значимым достижением тогдашнего губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко – ведь уже в 2007 году, согласно официальным данным, на Питерский выпускной пришел почти миллион горожан. Дух и суть мероприятия не изменились с прошлого столетия: бригантина с алыми парусами, Ассоль и Грей по-прежнему являются ключевыми действующими лицами.

Все начинается с концерта в 22.00. Концертная сцена размещается на Дворцовой площади, туда пускают только выпускников и сопровождающих. Чтобы не расстраивать других туристов, гостей праздника «Алые паруса», на Васильевском острове параллельно проводился «общедоступный» концерт. К сожалению, это традиция прервалась в 2017 году...

После концерта, в районе полуночи, на Неве начинается водное шоу между Троицким и Дворцовым мостами. Его могут посмотреть все гости столицы, все видно и с Васильевского острова, и от Петропавловской крепости. Что-то видно даже с Петровской набережной. Есть нюансы – на набережную около Дворцовой площади, опять-таки, пускают только выпускников. В 2017 была перекрыта и Кутузовская набережная, а в 2020 из-за пандемии праздник вообще проводился в онлайн-формате с Финского залива.

Правда, шоу в последнее время стало не только и не столько «водным» – теперь добавилось и лазерное представление, и объемные проекции на фасаде Биржи. А чем удивит праздник Алые паруса в Санкт-Петербурге в 2022 – пока остается только гадать.

В финале – традиционное появление на основной водной артерии Санкт-Петербурга парусника с алыми парусами, музыка, салют и завершение празднований в районе трех часов ночи.

Как попасть на концерт «Алые паруса»

Как попасть на концерт «Алые паруса»

В начале следует определиться с числами. Обычная логика выбора даты проведения Алых парусов – ближайшие к самой короткой ночи лета (22 июня) выходные. Но это не является абсолютным правилом – в частности, в 2016 году долго обсуждался вопрос проведения праздничных мероприятий не 25, а 18 числа.

Так как в этом году дата проведения выпадает на 24 июня, то, по всей вероятности, дата проведения фестиваля Алые паруса в 2022 в Санкт-Петербурге – в ночь с 24 на 25 июня. Многие турфирмы уже планируют заезд туристов с учетом этой даты. Однако, это не 100%, следует уточнять информацию ближе к этой дате.

Исполнители концерта «Алые паруса» последних лет:

Исполнители концерта «Алые паруса» последних лет:

2017 - «Мумий Тролль», «Сурганова и оркестр», «Серебро», Макс Барских, «Марсель».

2016 - «Сплин», «Ночные снайперы», «Звери», МОТ, IOWA, Бьянка;

2015 - «Сплин», «Ногу свело», Нюша, «Uma2rman», Дима Билан, «Градусы»;

2014 - «Би-2», «Мураками», Дискотека «Авария», Слава, Митя Фомин, Сергей Лазарев, Полина Гагарина;

2013 - «Звери», а также ряд исполнителей, чьи имена вам вряд ли о чем-то скажут.

Как видно, звездных исполнителей и коллективов становится все больше. И хотя «Сплина» на последнем концерте не было, есть надежда услышать эту группу в 2018-м.

Зачем мы вообще говорим о концерте, спросите вы, если доступ туда возможен только выпускникам? К сожалению, это действительно так. Что-то можно увидеть с Васильевского острова – но это в случае, если повезет. Можно посмотреть шоу с крыш окрестных домов, предприимчивые петербуржцы даже продают «билеты». Однако это небезопасно и есть риск ближе узнать питерскую полицию.

Конечно же, можно купить билет с рук, и при этом необязательно быть похожим на школьника – ведь вместе с группами выпускников на Дворцовую площадь допускаются взрослые сопровождающие. Но наверное, не стоит объяснять, что это способ сопряжен с большим риском встретиться с мошенниками, да и, наверное, не вполне корректен по отношению к выпускникам.

Можно записаться в волонтеры мероприятия, чтобы помогать организаторам – но в список волонтеров не включат, если вам больше 25 лет. Пожалуй, единственный легальный и приемлемый способ – арендовать квартиру на несколько суток с видом на Дворцовую площадь. Но сделать это лучше заранее.

Аренда теплохода на праздник «Алые паруса»

Аренда теплохода на праздник «Алые паруса»

В целом, аренда теплохода в Санкт-Петербурге на любое мероприятие не является проблемой. Это доступно по цене, а также есть большой выбор теплоходов различного класса. В этом вопросе вам поможет судоходная компания «Невский Фарватер» - один из лидеров рынка аренды теплоходов в Петербурге по соотношению цена = качество.

Купить билеты на ночную экскурсию на речном трамвайчике или потратиться на аренду теплохода, чтобы посмотреть водное шоу – это кажется очень логичным. Но, к сожалению, увидеть представление с теплохода не удастся, так как выход в акваторию Невы в районе шоу «Алые паруса» закрывают. Поэтому большинство туристических пакетов на главное событие года подразумевают катание на теплоходе днем и самостоятельное посещение вечернего шоу.

Как посмотреть водное представление «Алые паруса»?

Как посмотреть водное представление «Алые паруса»?

Первый приходящий на ум вариант – просто прийти на набережную. Но в последнее время зрителей так много, что если не занимать место днем, то увидеть вряд ли что-то удастся. Как и для концерта, актуальны такие способы просмотра, как экскурсии по крышам и аренда жилья в домах около реки.

В отличие от концерта на Дворцовой площади, водное представление «Алые паруса» удобно посмотреть сидя за столиком ресторана, находящихся рядом с водой и имеющих панорамное остекленение или расположенных непосредственно на воде. Да, ресторанный фрегат «Благодать» (fregat-blagodat.ru), принадлежащий судоходной компании «Минхерц», стоит далековато от эпицентра – но с «Летучего голландца» (gollandec.ru) вы точно все увидите. Правда, стоить это будет недешево...

Полезные советы желающим посетить Петербург в 2022 году в день праздника «Алые паруса»

1. Скорее всего, он пройдет с 24 по 25 июня 2022, но окончательное решение – за городскими властями.

2. Город будет переполнен туристами, бронируйте жилье заранее.

3. Концерт на Дворцовой площади, скорее всего, посетить не удастся. Увидеть шоу на воде тоже будет непросто, набережные будут переполнены, движение теплоходов по Неве запрещено.

4. Мероприятие более чем массовое, меры предосторожности необходимы. Не берите маленьких детей, поешьте заранее или прихватите бутерброды. Одевайте удобную обувь с закрытым верхом. Учтите, что продажа алкоголя в центре Петербурга будет запрещена.

5. Не забывайте про питерскую погоду: из последних 12 праздников половина прошла под дождем.

6. Фонарик не нужен: в это время в Санкт-Петербурге белые ночи.

7. Вы не должны пропустить это величественное и одновременно очень романтическое событие года.

Корабли - символы праздника «Алые паруса»

Корабли - символы праздника «Алые паруса»

История кораблей ходивших под алыми парусами

Водное представление, с прохождением парусного судна под алыми парусами, является визитной карточной праздника и кульминацией Шоу «Алые паруса».

Логичный вопрос - что за корабль проходит под Алыми парусами, являясь символом праздника? Если коротко, то это разные суда, и какой корабль пойдёт под Алыми парусами в этом году, можно только предполагать...

1968 - 1979 - Шхуна «Ленинград» (Надежда) и Шхуна «Кодор»

2005 - 2007 - Фрегат «Штандарт»

2008 - Фрегат «Мир» и Шхуна «Юный Балтиец»

2009 - Шхуна «Юный Балтиец»

2010 - 2017 - Шведский бриг «Tre Kronor of Stockholm» («Три короны Стокгольма»)

2018 - ?

По слухам, в 2022 Алые паруса в Санкт-Петербурге планирует поднять закаечивающий реконструкцию по чертежам эпохи Петра I парусник «Полтава», если успеет к этому времени встать на воду...

Шхуна «Ленинград» («Надежда»)

Шхуна «Ленинград» («Надежда»)

История названий шхуны: CH374 «Sterne» («Звезда») - «Edelgard» - «Seeteufel» (Морской Дьявол) - «Надежда» - «Ленинград» - «Надежда».

Достоверно первичную историю судна проследить трудно, но по некоторым источникам оно было построено для рыбной ловли в 1912 году в городе Лейдердорп в Нидерландах на верфи «Gebroeders Boot». Первым портом приписки для логгера CH374 «Sterne» («Звезда») - такое имя дали судну при спуске на воду) - стал городок Швенинген близ Гааги, современный курорт, сто лет назад бывший обычным рыбацким поселком на берегу Северного моря.

После войны в 1927 г. шхуна покидает королевство Нидерланды, меняя порт приписки на Гамбург, крупнейший рыболовецкий порт Германии. Весь Веймарский период «Edelgard» (именно такое название дает шхуне новый владелец) исполняет свои прежние обязанности рыболовецкого судна. Существенным изменением стала лишь установка нового двигателя в семьдесят лошадиных сил производства германского концерна Deutsche Werke.

«Edelgard» был продан Феликсу графу Люкнеру 3 июля 1936 года. Граф удлинил носовую часть и изменил форму форштевня, шхуна приобрела новый эффектный клипперштевень, был установлен боле мощный дизель в сто сорок лошадиных сил. Обновлённое судно получило новое название - «Seeteufel» (Морской Дьявол). Люкнер назвал шхуну своим собственным прозвищем, полученным во время рейдерства на коммуникациях Первой мировой. В 1938-1939 гг. шхуна совершила первое и единственное кругосветное путешествие под флагом со свастикой, по маршруту: Гамбург - Норвегия - Атлантический океан - Панамский канал - Полинезия - Австралия - Голландская Ост-Индия - Аденский залив - Суэцкий канал - Гамбург. Кругосветное плавание финансировалось имперским министерством народного просвещения пропаганды, основной целью акции стало ознакомление общественности пунктов стоянки судна с главными теоретическими положениями идеологии национал-социализма. После возвращения в Германию граф Люкнер передал шхуну в яхт-клуб Штецина (Восточная Пруссия). В 1943 г. «Seeteufel» был продан за неимением средств к содержанию и эксплуатации.

Почти всю войну шхуна «Seeteufel» провела на стоянке в прусском порту Штетцине, ныне польском Щецине. Будучи в ведении Германского военно-морского флота некоторое время служила морской резиденцией руководителей фашистской германии Геббельса, Дёница и Гиммлера.

В 1943 г. её присмотрел для своего института известнейший австрийский исследователь-подводник Ханс Хасс. Хасс знаменит прежде всего тем, что еще до Жака Кусто провел первые успешные фото и киносъемки погружения человека под воду. Финансировал покупку шхуны Институтом морских исследований правящий князь Лихтенштейна Франц Иосиф II. Однако несмотря на факт приобретения, перевести «Seeteufel» из Штецина в Средиземное море на Адриатику, где проходили съемки института подводных исследований Ханса Хасса, не удалось.

После окончания Второй мировой войны, шхуна отошла СССР в качестве трофея. 12 февраля 1947 г. шхуна была передана в пользование военно-морской академии имени Ворошилова (ныне военно-морской академии им. адмирала Кузнецова). а через полтора года, 14 июня 1948 г. - в пользование Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, под новым именем «Надежда».

В 1948 г. шхуна «Надежда» совершила первый переход до Таллина в качестве учебного парусного судна Нахимовского училища. Экипаж почти полностью состоял из воспитанников 2 роты, только что окончивших девятый класс.

В июле 1956 г. из Нахимовского училища шхуна попала в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы, а в 1958 г. была исключена из состава ВМФ и безвозмездно передана в Центральный яхт-клуб областного совета профсоюзов. Название шхуны изменилось сначала на «ПКЗ-134», а потом, в Центральном яхт-клубе, на «Ленинград».

В 1962 г. шхуна прошла значительную модернизацию на военно-морском заводе «Алмаз». Корпус был утеплен, появился полуют и расположенная на нем рулевая и штурманская рубка, деревянный настил палубы был заменен стальным, изменилась надстройка и планировка нижних помещений. По всей видимости в это же время шхуна лишилась оригинального, уникального для своего времени, ВШР винта, способного изменять угол лопастей, он был заменен на винт производства завода «Алмаз». Кроме того, судно было снабжено новым радионавигационным оборудованием, были установлены: РЛС «Лоция», радиопеленгатор АРП-50, гиромагнитный компас, УКВ и КВ радиостанции, громкоговорящая связь.

30 мая 1966 г. в ходе перехода шхуны из Ленинграда до Таллина, в районе острова Северный Виргин шхуна «Ленинград», с воспитанниками ДСПШ на борту, наскочила на подводный камень. В трюме образовалась течь. Капитан судна сумел организовать переправу экипажа на остров, однако, в виду отсутствия на борту судна рации, ждать помощи пришлось более двадцати часов. Помощь оказали спасательное судно «Валдай» и буксир «Сучан». 2 июня были окончены спасательные работы, 3 июня буксир доставил «Ленинград» в Ломоносов. Шхуна была в одном шаге от гибели, её спасло решение капитана открыть кингстон в трюме и плотнее посадить шхуну на камни путем затопления трюма.

«Ленинград» преимущественно использовался воспитанниками детской школы юношеского олимпийского резерва, но, также привлекался для проведения научно-исследовательской экспедиции студентов океанологов географического факультета ЛГУ.

С 1970 по 2005 гг., попеременно с трехмачтовой шхуной «Кодор», шхуна «Ленинград» занимала почетную церемониальную должность главных «Алых парусов» Ленинграда и Санкт-Петербурга. Символом праздника выпускников шхуна стала опять же благодаря своей чрезвычайной эффектности.

После распада СССР шхуна находилась на балансе речного яхт-клуба Санкт-Петербурга, который впоследствии осуществил попытку продажи судна одному из членов общества памяти графа фон Люкнера, базировавшегося в Галле. Несмотря на переговоры о продаже шхуны зарубежному владельцу, из порта приписки, Санкт-Петербурга, она так и не вышла. В 2008 году шхуну «Ленинград» приобрел Алексей Николаевич Сидоров, яхтсмен, энтузиаст и предприниматель из Петербурга.

После двухгодичного ремонта шхуны 2009-2010 гг. на судостроительной верфи «Речная» в Уткиной заводи были выполнены работы по ремонту корпуса - усиление набора, обварка заклепок, продублирована обшивка в районе переменной ватерлинии. Перепланированы нижние помещения, полностью изменена архитектура корпуса выше главной палубы, полностью заменен стоячий и бегучий такелажи, пошиты новые паруса, появились гафель на фоке и реек на стакселе, перебрали главный двигатель, установлены два новых дизель-генератора. Судно снова было спущено на воду.

Шхуна «Надежда» снималась в фильмах «Война и мир», «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы», «Пеппи Длинныйчулок», «Матвеева радость».

Характеристики шхуны «Надежда» (2018 год):

Длина макс., м: 24
Ширина макс., м: 6,6
Осадка, м: 2,5
Водоизмещение, т: 700
Паруса, м. кв.: 239

Шхуна «Кодор»

Шхуна «Кодор»

Трёхмачтовая шхуна «Кондор» была построен по заказу Министерства морского флота СССР. Назвали корабль в честь реки Кодо́ри или Кодо́р в Абхазии. Река берёт начало с южных склонов Главного Кавказского хребта и представляет быструю горную реку, длиной до 170 километров, впадающую в Черное море в 20 километрах к юго-востоку от Сухума.

По итогам советско-финской войны 1941-1944гг. на Финляндию налагалась контрибуция в размере 300 миллионов долларов золотом. В оплату части контрибуции СССР в том числе заказал Финляндии строительство большого количества ледоколов и парусных судов. Одним из таких парусников, построенных в Финляндии на верфи Laivateollisuus Ab в городе Турку и была шхуна «Кодор».

Первоначально «Кодор» был спроектирован и построен как грузовая гафельная шхуна. В процессе эксплуатации шхуна подверглась модернизации, и из гафельной была переоборудована в бермудскскую. Шхуна «Кондор» славилась тем, что на фок-мачте Кондора иногда устанавливали брифок — вспомогательный прямой парус. Ставится брифок довольно редко, только в тех случаях, когда шхуна идёт полным курсом (при попутном ветре). Больше ни на одном паруснике такого не повторяли.

Для справки:

Гафельная и бермудская шхуна — это особенности парусного вооружения корабля. Гафель (нидерл. gaffel букв. — вилы) — наклонное рангоутное дерево, поднимаемое по мачте и упирающееся в неё пяткой. Гафель служит для растягивания по нему верхней кромки (шкаторины) косых основных четырёхугольных парусов неправильной формы (гафельные паруса) — триселей, а также крепления шкотовых углов дополнительных парусов — топселей.

Бермудские шхуны несут треугольные паруса (бермудский парус). Бермудские паруса появились в начале 20 века и являются наиболее распространённым типом паруса на яхтах, прогулочных, туристских и гоночных судах. По простоте управления, постановки и тяговым характеристикам являются бесспорным лидером.

История шхуны «Кодор»

Первоначально «Кодор» служил как грузовое судно для сбора рыбы с небольших балтийских рыболовецких судов и снабжения рыбаков в море. Служба была недолгой, парусник вскоре был передан Ленинградскому мореходному училищу, где его переоборудовали под учебное судно и заменили парусную оснастку с гафельной на бермудскую.

В период с 1957 по 1960 годы учебное судно «Кодор» совершило интересные рейсы по маршруту Антверпен — Архангельск — Берген — Висмар — Гдыня — Гент — Гетеборг — Гибралтар — Копенгаген — Лидс — Мурманск — Неаполь — Одесса — Нирей — Росток — Саутгемптон — Тронхейм — Тромсё — Фалмут. Начальником практики на «Кодоре» одно время (после выхода в запас) был контр-адмирал, Герой Советского Союза Николай Александрович Лунин — легендарный подводник, атаковавший знаменитый линкор «Тирпиц».

С курсантами на борту «Кодор» побывал в водах Атлантического океана и 11 морей. Командовал шхуной в это время известный яхтсмен капитан А. А. Аристов. На борту шхуны прошли практику около трех тысяч курсантов морских учебных заведений, ставших впоследствии морскими специалистами высокой квалификации.

Участие шхуны «Кодор» в празднике «Алые паруса»

Питерский праздник «Алые паруса» — единственное в мире торжество такого масштаба , посвященное выпускникам школ. С 1971 по 1979 год роль гриновского галиота «Секрет» исполнял герой этого рассказа — трехмачтовая бермудская шхуна «Кодор».
Кодор Алые паруса

Шхуна «Кодор» известна своим участием в съёмках морских фильмов:

1982 год - В приключенческом трёхсерийном фильме по знаменитому роману «Остров сокровищ» роль трёхмачтовой испанской шхуны «Испаньола» прекрасно сыграл «Кодор». Шхуну укомплектовали пушками, курсантов переодели в матросов и пиратов, вышли в море и начали снимать морские сцены.

1985 год - В многосерийном фильме «В поисках капитана Гранта» «Кодор» сыграл роль яхты «Дункан». Специально для фильма пришлось изменить таблички с названиями на носу и корме, поставить макеты пушек, добавить бутафорскую дымовую трубу, из которой, согласно легенде должен был валить дым. Перед трубой установили фальш-надстройку со штурвалом. Для этого пришлось демонтировать грота-гик и, как следствие, грот-мачта нигде в кадре не несёт парусного вооружения.

1986 год - Шхуна «Кондор» сыграла роль китобойного судна «Пилигрим» в приключенческом художественном фильме «Капитан «Пилигрима»», снятом по мотивам романа Жуля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Съёмки этого фильма проходили уже на Каспийском море, поскольку в 1983 году «Кодор» преподнесли в дар бакинскому яхт-клубу.

Корабль «Кодор» можно смело назвать парусником-долгожителем, ведь он находился в эксплуатации около 30 лет — фантастический «возраст» для деревянного судна, построенного с расчетом двадцатилетнего срока плавания! Последние годы жизни парусник «Кондор» провел в Азербайджане. В 1988 году он был переделан под плавучий ресторан и по воспоминаниям бакинцев, в этом «плавкабаке» был отличный рыбный стол. Спустя одиннадцать лет в августе 1999 года «Кодор» сгорел по невыясненной причине, поставив в конце своего жизненного пути яркую точку...

Технические характеристики шхуны «Кодор»:

- Тип судна — 3-х мачтовая шхуна проекта «Академик Шокальский»
- Место постройки — верфь Laivateollisuus Ab, г. Турку, Финляндия
- Заложено — 12.05.1950
- Спущено на воду — 09.06.1951
- Корпус — деревянный
- Водоизмещение — 500 т
- Длина — 39,4 м
- Ширина — 9,5 м
- Высота мачт от ватерлинии — 58 м
- Осадка — 3,5 м
- Площадь парусов — 834 кв. м. (гафельная оснастка), 721 кв. м (бермудская оснастка)
- Скорость под парусами — до 10 узлов
- Двигатели — «Болиндер» 300 л.с.
- Экипаж — 15 чел., курсанты — 50 чел (по некоторым данным 44 чел)

Особенности конструкции:

На корпус и рангоут шхуны строители использовали три вида древесины — сосну, ель, дуб. Наружная обшивка парусника была одинарной, выполненной вгладь, что типично для конструкции корпуса морского деревянного судна. Палуба была покрыта сосновым настилом.

Под полубаком размещались каюты экипажа и парусная кладовая. В носовой рубке размещались столовая команды, камбуз, санитарная каюта и резервная каюта. Среднюю рубку занимали учебный класс и отделенные от него проходами санузлы. На небольшом возвышении, напоминающем полуют, находились рулевая и штурманская рубки. Под главной палубой в нижних помещениях на платформе размещались столовые и жилые помещения курсантов, хозяйственные кладовые.

Фрегат «Штандарт»

Фрегат «Штандарт»

Идея воссоздания фрегата «Штандарт»

Идея строительства в Петербурге копии парусника петровской эпохи родилась давно. Выбор постройки «Штандарта» был очевиден из-за исключительной роли корабля в истории Российского флота. В 1994 году осуществление этой идеи взял в свои руки Владимир Мартусь - выпускник Ленинградского Кораблестроительного института. Будучи студентом, серьезно занимался парусным спортом. Многократный чемпион страны, серебряный призер Чемпионата мира по виндсерфингу. Дипломированный яхтенный капитан.

Владимир возглавил строительство копии фрегата «Штандарт» на учебной верфи недалеко от Смольного собора. Он стал главным строителем, идеологом, инициатором и руководителем созданного в 1999 году Проекта «Штандарт». Бессменный капитан фрегата «Штандарт».

Чертежи фрегата «Штандарт»

Чертежей петровского «Штандарта» не сохранилось даже в архивах. В 1988 году по заказу Государственного Эрмитажа историк Виктор Крайнюков собрал разрозненные данные и восстановил облик первого «Штандарта». По воссозданным чертежам судомоделистом Григорием Атавиным была построена модель «Штандарта» для экспозиции музея «Дворец А.Д. Меньшикова».

На основе исторических чертежей, переданных Виктором Крайнюковым, необходимо было создать конструктивные чертежи — с учетом современных требований к постройке судов. Поскольку новый «Штандарт» был задуман как действующий парусник, он должен был удовлетворять требованиям безопасности мореплавания и современному уровню комфорта. В связи с этим при строительстве корабля были допущены некоторые компромиссы.

Задачей главного строителя Владимира Мартуся стало собрать воедино существующую информацию по традиционному судостроению, найти средства, материалы, собрать команду. Неимоверными усилиями энтузиастов дело сдвинулось - 4 ноября 1994 года, 298 лет спустя с даты основания регулярного Российского флота, на верфи клуба «Штандарт» в Орловском парке состоялась скромная церемония закладки киля фрегата.

8 апреля 1995 года был собран и установлен первый шпангоут. В честь этого события был устроен небольшой праздник, всю конструкцию — киль, штевни, шпангоут — по русской традиции освятили. Следующий год был заполнен тяжелой и нудной работой — 44 шпангоута были размечены, выпилены, отструганы, скреплены и установлены на киль.

Команда строителей росла с каждым месяцем. Приходили в основном молодые ребята и девушки, узнав от знакомых, из газетных статей или радиорепортажей о строительстве настоящего корабля. Приходили посмотреть и оставались, увлеченные интересным значимым делом, возможностью делать что-то настоящее своими руками, дружеской атмосферой в команде. Тяжелой работы хватало на всех — валить лес, пилить дубовые бревна в плахи, собирать из них шпангоуты, устанавливать их один за другим на киль.

В условиях отсутствия на верфи подъемной техники все работы по подъему и переносу тяжестей выполнялись вручную при помощи нехитрых приспособлений, как это делалось нашими предками. Многим вещам учились прямо на месте, прикидывая, как аналогичные проблемы мог решить корабел 18 века. Многие премудрости узнавали из книг и архивных материалов. Так шаг за шагом возрождали забытые технологии судостроения, объединяя старинные ремесла с современными подходами.

К апрелю 1996 года был готов набор фрегата. Все шпангоуты были установлены, остов обрел форму корабля. Начался процесс обшивки доской. Обшивку делали из 12-ти метровых досок толщиной 75 мм и шириной 120 мм. Чтобы загнуть такую доску по форме корпуса, применяли традиционный способ: доску нагревали в течении нескольких часов в специальной парилке – длинном деревянном ящике, соединенном трубой с котлом вмонтированным в печь, сложенной на верфи специально для этой цели. После распаривания доски за 15 минут ее надо было приладить на место и закрепить к шпангоутам.

Чем дальше продвигалось строительство, тем сложнее становились технологии. На верфи появлялись новые мастерские обеспечивающие потребности строительства. Была построена собственная кузня, в которой ковались специальные корабельные гвозди и прочие железные детали. Появились рангоутная, такелажная, парусная мастерские, где изготавливались рангоут фрегата, такелаж, блоки, паруса. Была и мастерская резьбы по дереву.

Материалы использованные при постройке фрегата

Набор корабля «Штандарт» — киль, форштевень, ахтерштевень, шпангоуты сделаны из дуба — твердой породы дерева. Дубы для строительства валили самостоятельно в пригородах и парках города: узнавали в парковых и лесных хозяйствах, где есть мертвые деревья, подлежащие вырубке, получали специальные разрешения на валку стволов. На обшивку пошла лиственница из Линдуловской корабельной рощи посаженной по приказу Петра Великого для строительства флота.

Лиственница — наиболее подходящий материал для кораблестроения, поскольку не подвержена гниению в воде. Только необходимости в деревянных кораблях уже не было, когда лес поспел. Так и осталась корабельная роща не востребованной и была признана памятником лесоводства и объявлена заказником. Специальное разрешение на использование 30-ти стволов из этой рощи для строительства «Штандарта» пришлось получать у специальной комиссии из Академии наук и Института Лесного Хозяйства.

Валили стволы самостоятельно, используя уже накопленный опыт. Доски для обшивки сушились в специальной камере, обеспечивающей необходимый режим по температуре и влажности. На этапах распиловки и сушки досок пришлось столкнуться с трудностями связанными с нестандартностью задачи — по требованиям прочности корпуса доски обшивки должны быть не менее 12 метров. Современные пилорамы и сушильные камеры не рассчитаны на материал такой длины. Из-за этого приходилось вручную подносить бревна на распиловку и загружать доски в сушильную камеру.

Кницы набора сделаны из сосновых кряжей, которые были найдены и, опять же, вручную вытащены из леса Ленобласти в районе Приморского шоссе. Подходящие мачтовые сосны — высокие и идеально прямые — нашли в посёлке Сиверский (Гатчинский район Ленобласти). Непростой задачей было привезти 22 метровые стволы. Пришлось задействовать специальную автоплатформу.

Почти весь резной декор фрегата сделан из мягкого дерева, наиболее пригодного для резьбы — липы. Для бегучего такелажа и парусов взамен натуральных материалов были использованы современные синтетические, по внешнему виду не отличающиеся от исторических аналогов. Применение традиционных натуральных материалов было бы нецелесообразным по экономическим причинам: натуральный материал, такой как пеньковый трос и льняная парусина очень трудно содержать в надлежащем состоянии (сушить, проветривать и т.п.), он быстро гниет и приходит в негодность.

При воссоздании облика декоративного убранства использовалась информация о принципах декора и корабельной моде, присущей русской школе кораблестроения 17-го века. Форштевень корабля традиционно украшает фигура льва — символ могущества и величия. Корма украшена аллегорическим сюжетом, отражающим название фрегата — триумф первых побед России на море. Из обязательных геральдических эмблем — герб Санкт-Петербурга. Вдоль бортов пушечные порты украшает резьба в виде венков перевитых лентой. Вся резьба была сделана на молодежной верфи.

Финансирование проекта «Штандарт»

Первые два года строительство шло «на энтузиазме». Материалы и инструменты покупались на скромные средства, вырученные от продажи марсельной шхуны «Св. Петр», построенной Владимиром Мартусем в 1991 году.

В 1996 году первым спонсором «Штандарта» стал Родрик Кей, основатель выставочной фирмы Dolphin Exhibitions.

По мере того, как строительство продвигалось, вера в состоятельность команды строителей росла, увеличивалось и количество спонсоров. Большую помощь оказывали правительства Великобритании и Голландии. Консульства этих стран помогали в привлечении компаний-спонсоров, благотворительных организаций.

Кто-то поддерживал проект финансами, кто-то материалами или работами, которые в условиях исторической верфи были невыполнимы: компания «Акзо Нобель» снабжала строительство лако-красочными материалами, компания «Вольво» подарила двигатели, конструкторское бюро «Малахит» разработало чертежи валопровода, Балтийский завод изготовил винты и т.д. Финансовую поддержку оказывали и частные лица и благотворительные фонды.

Завершение строительства Штандарта и спуск на воду

30 мая 1998 года, когда корпус корабля был готов, состоялась торжественная церемония наречения фрегата. Патроны проекта — губернатор Петербурга Владимир Яковлев и Его высочество английский принц Эндрю герцог Йоркский вручили капитану нового «Штандарта» императорский штандарт.

Строился «Штандарт» неполных шесть лет. За это время из юных романтиков получились знающие специалисты, грамотные профессионалы — мастера на все руки. Постепенно команда перешла от любительского к профессиональному уровню работы.

Церемония спуска фрегата «Штандарт» на воду состоялась 4 сентября 1999 года и собрала около 40 000 зрителей. Спуск корабля стал заметным городским событием в Петербурге.

Спускать корабль на воду традиционным путем - по слипу, было невозможно из-за того, что к моменту завершающей стадии строительства корабля, верфь была отрезана от воды строящейся набережной. Пришлось применить нестандартное решение: корабль был поставлен на телеги, подвезен тягачами максимально близко к Неве. Огромный плавучий кран поднял корабль, перенес через недостроенную набережную и опустил на воду.

Работы по оснащению корабля продолжались еще почти целый год. Необходимо было корпус, каким он был в Петровские времена, оснастить всем необходимым для плавания в современных условиях. Были смонтированы судовые системы, установлены двигатели, отделаны внутренние помещения — кают-компания, кубрики, камбуз. Был полностью установлен рангоут, вооружен такелаж и паруса.

Первое плавание Штандарта

1 апреля 1999 года «Штандарт» был зарегистрирован в судовой книге ГИМС МЧС РФ как «парусное судно в постройке», в 2004 году перерегистрирован как маломерное судно «Штандарт». В июне 2000 года «Штандарта» отправился в свое первое плавание. Маршрут пролегал по пути Великого Посольства, по тем городам и странам, которые более трехсот лет назад посетил молодой Петр, обучаясь корабельному ремеслу для создания новой, сильной России. С тех пор Штандарт регулярно ходит в акваториях Балтийского, Северного, Норвежского и Баренцева морей.

В первый экипаж корабля в основном вошли его строители, те, кто на протяжении нескольких лет вкладывал свой труд в его создание, с мечтой о дне, когда построенный их руками корабль поднимет паруса.

С 2005 по 2007 «Штандарт» был главным символом «Алых парусов» на празднике выпускников в Санкт-Петербурге. В 2006 на набережных посмотреть на Штандарт собралось около 2 млн зрителей.

Грустная история с продолжением

С 29 мая 2007 года у судна начались проблемы, видимо кому-то судовладелец перешёл дорогу или наоборот, кораблик приглянулся? «Штандарт» был исключён из судовой книги ГИМС МЧС России по причине его «несоответствия характеристикам маломерного судна». Судовладелец НП «Штандарт» (Некоммерческий проект), обжаловал решение ГИМС МЧС в суде, и... а впрочем это уже другая, долгая юридическая история...

В настоящее время «Штандарт» зарегистрирован в ГИМС, но техническое освидетельствование проходит как спортивное парусное судно в ВФПС. В 2009 году ему не позволили перерегистрироваться в Речном регистре судоходства. Для восстановления судна на классификационном учёте Российский речной регистр 18 июня 2009 года предъявил судовладельцу требования об устранении до выхода в рейс всех имеющихся на «Штандрате» несоответствий правилам Регистра.

Судовладелец признав предъявленные требования невыполнимыми с учётом исторической конструкции судна, принял решение о прекращении эксплуатации судна в водах РФ до урегулирования вопросов российского законодательства по историческим и традиционным судам. Фрегат «Штандарт» в 2009 году вышел из родных территориальных вод и с тех пор не заходил домой — по нынешнему закону традиционное историческое судно не может эксплуатироваться на территории России.

Боясь быть арестованным на родине, фрегат скитается по портам других государств. «Штандарту» везде кроме Родины рады, всюду приглашают, дают бесплатную стоянку, помогают с починкой. Штандарт участвует во всевозможных морских шоу и празднествах под российским триколором.

Фрегат «Штандарт» в 2018 году

На свете точных копий кораблей XVIII века очень мало, всего семь или восемь. Каждый обошелся в кучу денег, каждый считается у себя в стране чем-то вроде национального достояния. Есть, слава богу, и у нас такой. Демонстрирует русский флаг. Вызывает восхищение. О том, что этот корабль – невозвращенец, иностранные люди не догадываются.

Владимир Мартусь неоднократно говорил о необходимости показывать фрегат «Штандарт» прежде всего гражданам своей страны, как образчик боевой мощи, великой истории и морской славы России. Отсутствие законодательной базы, необходимой для регистрации традиционных исторических деревянных судов – большая проблема, лишающая страну уникального судна.

Парусник задумывался, как учебное судно для молодых ребят, основной идеей было – вдохновлять тех, кому сейчас 15–16 лет на морскую судьбу, морское будущее. Сейчас он занимается этим в Голландии, Германии. У капитана есть возможность и желание брать на борт учеников клуба юных моряков, учить, в качестве премии приглашать для участия в международных регатах. «Штандарт» должен нести российский флаг и швартоваться в родном городе, как учебный парусник для молодёжи, средство мотивации к морским профессиям и символ морской славы Петербурга.

В настоящее время жизнь у «Штандарта» трудная. На годовое содержание судна требуется порядка 250 000 евро. Иногда ему удается сняться в кино, но это бывает редко. В основном судно существует за счет добровольных пожертвований, а их негусто. Капитан Владимир Мартусь живет прямо на корабле, в крошечной каюте. Экипаж - волонтёры, все время меняется. Любой желающий может поплавать на «Штандарте», записавшись во временные матросы.

У нас в стране сегодня не так много вещей, которыми мы можем приятно удивить остальной мир. Одна из них – вот этот бегущий по волнам корабль-праздник под русским флагом. Трехмачтовый красавец-фрегат, память о Петре Великом и славном прошлом российского флота, нашему государству оказался не нужен...

Фрегат «Мир»

Фрегат «Мир»

Фрегат «Мир» — учебный трёхмачтовый корабль («фрегат» по принятой классификации учебных судов или «корабль» по парусному вооружению — судно с полным парусным вооружением), принадлежащий Государственному университету морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (Санкт-Петербург), а с 2014 года — ФГУП«Росморпорт».

На паруснике проходят плавательную практику курсанты высших морских учебных заведений страны. Непрерывность получения ими образования обеспечивается соответствующим оборудованием судна, на котором имеются учебные классы и каюты для преподавателей, а экипаж парусника всегда может оказать помощь при подборе материала для курсовых и дипломных проектов.

«Мир» построен на Польской верфи в городе Гданьск в 1987 году. Также в Польше были построены аналогичные однотипные суда: «Дар Молодежи», «Дружба» для Одессы, «Мир» для Ленинграда, «Херсонес» для Севастополя, «Паллада» и «Надежда» для Владивостока.

Большие парусники — товар штучный. В мире их осталось совсем немного. Содержать большой парусник престижное, но и дорогое удовольствие, которое может себе позволить далеко не каждая страна, имеющая выход к морю. В СССР флот учебных парусников был одним из лучших в мире как по составу кораблей, так и по их качеству. После развала Союза три больших парусника (барк «Товарищ», фрегаты «Херсонес» и «Дружба») отошли к Украине. России достались барки «Седов» и «Крузенштерн» и три фрегата «Мир», «Надежда» и «Паллада». Все пять российских больших парусников в настоящее время живы и здоровы.

Фрегат «Мир» считается самым быстрым парусником в мире. Официально зарегистрированная максимальная скорость под парусами — 21 узел (38,9 км/ч). В 2010 году фрегат установил рекорд средней скорости — 11,3 узла.

В 2008 году красавец фрегат «Мир» будучи в то время учебным кораблём Петербургской Государственной морской академии имени адмирала Макарова, поднял Алые паруса на Неве, став главным символом праздника выпускников.

Участие в международных парусных регатах является важной страницей в истории парусника «Мир». Фрегат ежегодно участвовал в международной регате «Катти Сарк Талл Шипс Рейсес» (в период с 1988 по 1989, в 1991 и 1993 году, в период с 1996 по 1998 год, в период с 2000 по 2002 год), преобразованной в 2002 году в «Талл Шипс Рейсес» (в период с 2003 по 2014 год).

Принимая участие в данных регатах, организованных Международной организацией парусной подготовки (STI), парусник «Мир» несколько раз побеждал и на отдельных этапах, и в общем зачёте гонок. В 2003 и 2004 годах судно дважды получило главный приз – большую серебряную тарелку. С момента начала проведения таких регат (с 1956 года) парусник «Мир» – единственное парусное судно класса «А», завоевывавшее главный приз два года подряд.

- В 1991 году парусник принимал участие в 7-й международной регате «Hochsee Race Der Deetadt Bremerhafen» и занял итоговое первое место.

- В 1992 году, в рамках участия в международной гранд регате «Коламбус-92» («Grand regatta Columbus-500»), посвященной пятисотлетнему юбилею открытию Америки, парусник «Мир» пришел к финишу абсолютным победителем. Один из главных призов экипажу вручил Его Величество Король Испании Хуан Карлос I.

- В 1993 году парусник одержал победу в регате «STA Netherlands Feeder Race».

- В 2005 году победа в регате «Santander Tall Ships’ Regatta – 2005».

- В 2007 году парусник «Мир» принял участие в регате «Welt Pokal regatta 2007», где занял первое место в общем зачете.

- В 2010 году судно приняло участие в парусной регате «Исторические моря 2010» (Historical Seas Tall Ships Regatta 2010), которая собрала под своими парусами крупные парусные суда с экипажами из многих стран и впервые за 50 лет своего существования проводилась в Эгейском и Черном морях.

- В 2013 году участие парусника в регате «Lycamobile Mediterranean Tall Ships Regatta 2013».

- В 2014 году, в период проведения зимних игр 2014 года, судно побывало в морском порту Сочи. Это событие стало одним из наиболее запоминающихся моментов для гостей и участников игр в Сочи. В том же году парусник принял участие в Черноморской регате больших парусников 2014 «SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2014» по маршруту порты Варна, Новороссийск, Сочи и Констанца. В суровой схватке за победу фрегат «Мир» занял почетное второе место, уступив первенство другому паруснику ФГУП «Росморпорт» – «Надежде».

- В 2015 году особым событием для парусника стал переход по маршруту Мурманск – Архангельск – Мурманск. Этот рейс символизировал путь Полярных Конвоев Великой отечественной войны и был посвящён памяти погибших моряков Полярных Конвоев. «Мир» выступил в престижной парусной регате «Гонка больших парусников 2015» и принял участие в четырех крупнейших морских фестивалях Европы: Hanse Sail 2015, Sail Bremerhaven 2015 (Германия), Sail Amsterdam 2015 (Нидерланды), Sail de Ruyter 2015 (Нидерланды).

- В 2016 году парусник участвовал в морском фестивале DelfSail 2016 (Нидерланды, Бельгия). В международной гонке больших парусников The Tall Ships Races 2016 «Мир» подтвердил звание самого быстрого фрегата и выиграл все три этапа гонки.

- В 2017 году «Мир» принял участие во многих праздниках и фестивалях, среди которых: Aalborg Regatta 2017, Hanse Sail 2017, Grandes Voiles du Havre и ряд других мероприятиях. Фрегат не обошел стороной и спортивные мероприятия: «Мир» отважно сражался за лидерство в регате The Tall Ships Races 2017.

В 2017 году в Санкт-Петербурге прошло торжественное празднование юбилея парусника «Мир». Свое 30-летие один из самых быстрых фрегатов в мире отметил дома – в родном порту приписки. За прошедшие годы легендарное судно прошло сотни тысяч морских миль, тысячи курсантов отраслевых учебных заведений прошли на нем плавательную учебную практику.

Участвуя в регатах и учебных плаваниях, парусник «Мир» побывал в таких портах Европы и Америки, как Хельсинки, Копенгаген, Гамбург, Росток, Бремерхафен, Амстердам, Лондон, Ливерпуль, Лиссабон, Барселона, Неаполь, Мальта, Стамбул, Нью-Йорк, и других морских порта мира.

Фрегат «Мир» является символом Санкт-Петербурга и гордо несет это звание через моря и океаны. Совершая заходы в иностранные морские порты, экипаж парусника участвует в различных мероприятиях, пропагандируя морскую культуру и высокий уровень морского образования в России.

Известные факты о фрегате «Мир»

- 200 000 морских миль прошел «Мир» за свою историю. В пересчете на километры — 370 400. Такое расстояние можно преодолеть, обогнув 9 раз планету по экватору.

- 26 лет ни один парусник не может побить первый рекорд «Мира». В 1989 году в Гибралтарском проливе корабль развил скорость в 21 морской узел (38,9 км/ч), причем с минимальным количеством поднятых парусов. За что и получил звание самого быстрого учебного парусника.

- 80 000 000 советских рублей заплатило Министерство морского флота СССР Гданьской судоверфи за парусник. В 1987 году 1 доллар стоил 80 копеек.

- 56,1 метра — расстояние от киля до самой высокой точки парусника (верхушки грот- мачты). Это больше высоты 15-этажного дома.

- 16 километров — протяженность всех веревок и канатов парусника. Чтобы курсанты их не путали, канаты и веревки разного цвета — синий, зеленый, красный, желтый — в зависимости от цели и предназначения.

- 2771 квадратный метр — площадь всех парусов трехмачтового фрегата «Мир» (для каждой мачты оснастка своего цвета). Всего на судне 26 парусов. Размер самого большого, фок-паруса, — 201,5 квадратного метра. Чтобы поднять его при сильном штормовом ветре, одну веревку иногда тянут 100 человек. По уставу, в парусных авралах участие принимают все члены команды, несмотря на ранг.

- 108,6 метра — длина парусника вместе с бушпритом (стальная деталь конструкции, выходящая за борт на носу для улучшения маневренности).

- 1500 килограммов весит якорь парусника. Длина цепи позволяет становиться на якорь на глубине до 100 метров.

- 330 тонн запасы пресной воды на паруснике.

- 199 человек полная загрузка «Мира» (55 человек экипажа и 144 практиканта).

- 150 литров воды в день на одного — санитарная норма для корабля 1-й категории (продолжительность рейса — более 5 дней). Из них — 50 литров питьевой и 100 литров хозяйственной.

- 330 000 : 199 : 150 = 11 дней может продержаться «Мир» на запасах пресной воды. Но парусник совершает гораздо более длинные переходы. На борту постоянно работает опреснитель.

- 761 тонна — полезная нагрузка парусника (вода, продовольствие, топливо и экипаж из 199 человек). Это соответствует весу 15 пассажирских самолетов ТУ-154.

- 194 тонны топлива хранится на борту корабля. Он оснащен двумя двигателями, каждый по 560 лошадиных сил (нужны для захода / выхода из порта, а также как источники электропитания на судне). Максимальное время «Мир» ходит под парусами.

- 2984 тонны — водоизмещение корабля. Его вес сравним с весом 19 синих китов — самых крупных животных на планете.

- 2,4 тонны современной парусины, дакрона, ушло на изготовление парусов для «Мира». Помимо основного комплекта в рейс берут еще два запасных. Срок службы качественного паруса — более 10 лет. Но на борту постоянно находится мастер — для несложного ремонта.

Технические характеристики фрегата «Мир»

- Длина наибольшая (с бушпритом) — 108,6 м
- Ширина наибольшая — 14,0 м
- Максимальная осадка — 7,0 м
- Порожнее водоизмещение — 2247,3 т,
- Дедвейт — 761 т
- Высота грот мачты — 49,5 м
- Площадь парусов — 2771 м²
- Силовая установка — два дизельных двигателя Зульцер-Цигельский типа 6AL20/24 (6ЧН20/24) по 570 л.с. (2х419 кВт) при 750 об/мин, работающие через редуктор на винт регулируемого шага.
- Два валогенератора по 320 квт и один дизель-генератор 400 квт.
- Экипаж — постоянный штатный — 49чел + 6 руководителей практики. (максимальный включая до 144 курсантов — 199 человек)
- Запас пресной воды — 330 т
- Запас топлива — 194 т
- Скорость под двигателями — 11 узлов.
- Место постройки: Гданьская судоверфь (код проекта — B810/02)
- Главный конструктор: Зигмунд Хорен

Шхуна «Юный Балтиец»

Шхуна «Юный Балтиец»

Шхуна «Юный Балтиец» представляет собой двухмачтовую шхуну с гафельно-бермудским вооружением. Площадь парусов — 500 кв.м., длина 49,5 м., ширина – 8,4 м., высота борта - 6 м., высота мачт - 32 м., водоизмещение - 441 рег. т., осадка - 3,07 м., мощность ГД - 1000 л.с.

Учебное парусное судно «Юный Балтиец» было заложено 04 февраля 1988 года на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в городе Ленинграде. Крестной мамой судна является Галина Михайловна Чернякова (директор Городского Дворца пионеров и школьников им. А.А. Жданова с 1962 по 1990 г.).

Событие это ознаменовало, как хотелось бы надеяться, начало нового этапа в развитии флота для юных моряков. Притягательная для молодежи сила морской романтики многие годы не имела реального выхода — морские школы, клубы юных моряков не имели простых в управлении и дешевых в эксплуатации парусных судов, способных совершать длительные плавания в открытом море.

2 июня 1989 года считается днём рождения Юного Балтийца. В этот день на шхуне впервые был поднят государственный флаг СССР. Шхуна передана в ведение Ленинградского дворца пионеров, при котором действовал морской клуб «Юнга».

Через 10 дней после подъема флага — 12 нюня 1989 г. «Юный Балтиец» вышел в свой первый учебный рейс в Балтийское море, имея на борту группу из 32 практикантов-воспитанников школы «Юнга». А всего за прошедшую навигацию судно совершило четыре длительных учебных рейса по Балтике, в том числе два — с заходом в порты Польской Народной Республики.

За время этих рейсов ребята посетили Таллинн, Ригу, Вентспилс, Клайпеду, Калининград, Гданьск, Щецин и Высоцк. В общей сложности судно находилось в море 68 суток. Примерно треть этого времени «Юный Балтией» шел под парусами при различных ветровых условиях, в том числе штормовых, когда скорость ветра достигала 27 м/с. 180 воспитанников школы «Юнга» участвовали в учебных рейсах 1989 г. Как юные практиканты, так и штатный экипаж «Юного Балтийца» отзываются о нем как о мореходном, надежном и весьма комфортабельном судне.

Позже дворец пионеров был перименован в Дворец творчества юных, а «Юный Балтиец» в августе 2012 года был передан от Городского дворца творчества юных в управление Морскому техническому колледжу Санкт-Петербурга. В настоящее время на шхуне «Юный Балтиец» регулярно проходят плавательную практику курсанты колледжа, а также члены клуба «Юных моряков» Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Шхуна может одновременно брать на борт 32 курсанта, 4 преподавателя и 15 членов экипажа.

Бриг «The Kronor af Stockholm» («Три короны стокгольма»)

Бриг «The Kronor af Stockholm» («Три короны стокгольма»)

Шведский двухмачтовый бриг «Tre Kronor af Stockholm» последние 8 лет является главным судном праздника выпускников петербургских школ «Алые паруса», исполняя роль парусника капитана Грея - «Секрет».

В 2009 году бриг победил в крупнейшей регате больших парусных судов «The Tall Ships Races» ( на этапе Гданьск - Санкт-Петербург). Именно тогда организаторы праздника «Алые паруса» обратили внимание на корабль и его команду.

Tre Kronor af Stockholm (сокращенно «Tre Kronor») является современной копией известного брига «Gladan» 1857 года постройки. Gladan стал идеальной моделью для создания парусника по старинной технологии, поскольку в военных архивах нашлись его подробные чертежи.

Для справки:
Бриг «Gladan» несколько раз принимал участие в полярных экспедициях к Шпицбергену и Гренландии известного полярного исследователя Адольфа Эрика Норденшельда. Позже «Gladan» использовался как учебный парусник ВМС Швеции. Его служба окончилась в 1924 году, когда он затонул в военной гавани г. Карлскрона.


Историческая справка по бригу «Tre Kronor af Stockholm»

Строительство «Tre Kronor af Stockholm» было начато в 1997 году на верфи Шеппсхольмен (Skeppsholmen), Стокгольм, Швеция, при поддержки благотворительных организаций и волонтеров.

Спуск Брига «Tre Kronor af Stockholm» на воду состоялся 27 августа 2005 года. На тот момент судно весило ни много ни мало - 180 тонн. Крестной матерью парусника стала Её Королевское Высочество кронпринцесса Виктория.

Окончательная доработка Брига была завершена лишь в 2008 году и «Гордость Швеции» пошёл в свой первый рейс по Балтийскому морю с посещением Хельсинки, Таллинна и Риги.

Особенности конструкции:

Основными материалами для строительства судна послужили дуб, сосна и сибирская лиственница. На корпус судна пошло около 544 куб. метров дуба, а это примерно тысяча взрослых деревьев. Палуба сделана из сибирской лиственницы, мачты и реи изготовлены из сосны и лиственницы.

При этом судно построено с учетом всех правил классификационных обществ. Например, на нем 8 водонепроницаемых отсеков, современная рулевая машина, навигационное оборудование. Для создания праздничного освещения судна используется специальный дизельный генератор.

Постоянный экипаж двухмачтового парусника «Tre Kronor» — от 8 до 13 человек, остальные – волонтеры, курсанты или пассажиры, которые на коммерческой основе могут свободно попасть на судно. При этом требования к ним равные с практикантами. Все члены экипажа свободно говорят по-английски, однако основная их часть – все-таки шведы, поэтому шведскую речь, особенно во время установки парусов можно услышать чаще.

Технические характеристики брига «Tre Kronor af Stockholm»:

- Водоизмещение: 330 тонн.
- Длина корпуса 35 метра, вместе с бушпритом 45 метров.
- Ширина 8,25 метра, осадка 3,3 метра.
- На паруснике установлен двигатель Scania 1270H мощностью 400 лошадиных сил или 294 кВт.
- Экипаж составляет от 8 до 12 человек.
- Имеет 16 парусов общей площадью 735 квадратных метров.
- Максимальное число людей на борту - 68 человек.

- Порт приписки Стокгольм, ходит под флагом Швеции.
- Владельцем судна является Briggen Tre Kronor AB.

В настоящее время парусник ходит по Балтийскому морю как посол мира и символ сотрудничества, взаимопонимания и поддержания культурных и коммерческих связей между странами, входящими в Балтийский регион.